Ответственность за качество коммунальных услуг в многоквартирном доме несет управляющая компания (УК). Она должна контролировать, чтобы в отопительный сезон в квартире не было холодно или слишком жарко.
Вместе с юристом рассказываем, какая температура должна быть в квартире и что делать, если у вас дома холодно.
Кто отвечает за отопление в квартире
Ресурсоснабжающая организация (РСО) отвечает за подачу в дом горячей воды нужной температуры. Одной из причин, почему в квартире холодно, может быть недостаточно горячая вода в радиаторах. Это ответственность РСО. Управляющая компания следит за надежностью, безопасностью и целостностью конструкции дома. Например, РСО подает в дом воду нужной температуры, но тепло улетучивается из-за плохой герметичности межпанельных швов. В этом случае, управляющая компания обязана провести ремонт дома: расшить стыки, заложить внутрь утеплитель и заштукатурить.
Чтобы установить причину проблемы с отоплением и определить виновника, проводят экспертизу. Чтобы инициировать проверку, собственнику нужно подать жалобу в УК на отклонение температуры в квартире от установленных норм.
Когда включают отопление, и какая температура считается нормой
Отопительный сезон в многоквартирных домах начинается, когда в течение пяти дней среднесуточная температура не поднимается выше 8°С. А заканчивается при среднесуточной температуре больше 8°С. Также есть нормы температуры для жилых помещений:
- в неугловой комнате — от +18°С;
- в угловой комнате — от +20°С;
- в неугловой комнате северного региона, в которых зимняя температура опускается ниже -31°С — от +20°С;
- в угловой комнате северного региона — от +22°С.
Посмотреть климатические данные своего региона можно в своде правил строительной климатологии. Например, температура воздуха в Адыгее — от -16 до -18°С, а в Барнауле — от -36° до -39С. Соответственно, температура в угловой квартире в Адыгее должна быть не ниже +20°С, а в Барнауле — не ниже +22°С.
Данные по своему региону нужно смотреть в графе «Температура воздуха наиболее холодной пятидневки» (Источник: docs.cntd.ru)Ночью — с 00:00 до 05:00 часов температура в помещении может опускаться на три градуса. Но с 5:00 часов до полуночи следующего дня температурный режим должны восстановить. Если в квартире температура выше минимума на 4°С, это нарушение. Например, в угловой комнате северного региона отметка термометра не должна показывать выше +26°С. Что делать, если температура в квартире отличается от установленных норм, расскажем ниже.
В каких ситуациях могут отключить отопление и на какой срок
Отопление должно быть круглосуточным. Но в некоторых случаях коммунальные службы могут его отключить, например, чтобы устранить аварию. Продолжительность отключения зависит от того, насколько упадет температура в помещениях:
- до +12°С — не более 16 часов;
- до +10-12°С — не более 8 часов;
- до +8-10°С — не более 4 часов;
Коммунальщики не могут прерывать отопление больше чем на 24 часа в месяц (суммарно). Если аварию устраняли дольше положенного времени, собственник может подать в УК заявление на перерасчет.
Что делать, если в квартире холодно
Зафиксировать нарушение можно двумя способами: вызвать специалистов УК или РСО или обратиться к независимым экспертам.Вариант 1 — через аварийно-диспетчерскую службу УК или РСО. Обратиться с жалобой можно письменно или по телефону. В заявлении или во время звонка надо назвать фамилию, имя, адрес. Указать, что в квартире холодно, и вам нужно сделать замеры температуры. По закону о нарушении должны знать обе стороны, которые отвечают за отопление. Если жилец пожаловался в управляющую компанию, сотрудник УК обязан передать жалобу в РСО.
Александр Сметанин,
руководитель компании «Правовая помощь ЖКХ»
«Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан зарегистрировать обращение и направить специалиста УК или РСО, чтобы он проверил нарушение качества коммунальной услуги.
Проверку должны провести не позднее двух часов с момента обращения. Специалист замерит температуру и составит акт проверки. В документе он указывает дату, время и методы проверки, выявленные нарушения либо отсутствие факта нарушений.
Один экземпляр акта сотрудник передает собственнику или его представителю, а второй экземпляр остается у исполнителя. Если в проверке участвовали третьи лица, они также получают копию акта».Вариант 2 — к независимому эксперту, если он член саморегулируемой организации в области энергетического обследования. Проверить статус эксперта можно на сайте СРО энергоаудиторов. Для этого в поисковой строке сервиса нужно ввести регистрационный номер свидетельства исполнителя. Для измерений исполнитель должен использовать метеоскоп, зарегистрированный в Госреестре. Пригодность прибора к измерениям подтверждается соответствующим свидетельством. Его исполнитель должен предъявить по запросу собственника.Услуга платная, средняя цена по России — около 5 000 ₽. Результаты исследования можно использовать в суде.
Александр Сметанин,
руководитель компании «Правовая помощь ЖКХ»
«Если проверку проводят в установленное законом время, жилец может подписать акт проверки качества без представителей управляющей компании. Акт подписывают председатель совета многоквартирного дома (председатель ТСЖ, ЖК, ЖСК), а также минимум два жильца этого дома. Обычно просят подписать соседей.
Если управляющая компания не признает нарушения, собственник может обратиться в суд».
Дождаться повышения температуры в квартире. Сроки, в которые коммунальная служба устранит нарушение, зависит от сложности работ. Например, протечку на инженерных сетях могут устранить в течение получаса. Если за время аварии температура в квартире опустилась ниже установленных норм, ее должны восстановить не позднее 24 часов.
Александр Сметанин,
руководитель компании «Правовая помощь ЖКХ»«Если снижение температуры в жилом помещении связано с дефектами строительных конструкций, например, в квартире промерзает стена, ответственность за их устранение несет управляющая компания. Она обязана сделать ремонт. Согласно ст. 314 ГК РФ, исполнитель должен исполнить требование в течение 7 дней».Сделать перерасчет. Если температура в квартире ниже нормы и это подтверждено актом, жилец может подать заявление на перерасчет. Перерасчет делают по следующей схеме: часы отклонения температуры от нормы надо умножить на количество градусов отклонения, а затем — на 0,15 (законодательно установленный коэффициент для перерасчета). С 0:00 до 05:00 температура может быть ниже нормы на 3°С. Этот период добавлять в подсчеты не нужно. Получается, что температура ниже нормы была 19 часов в сутки. Например, человек заплатил за отопление 5 000 ₽. Весь месяц в квартире была температура +16°С при норме — +18°С. Отклонение от нормы составило 2 градуса. Рассчитаем, как изменится сумма платы за отопление:19 × 2 × 0,15 = 5,7% — снижение платы.5 000 — 5,7% = 4 715 ₽ — плата за отопление после перерасчетов.
Александр Сметанин,
руководитель компании «Правовая помощь ЖКХ»
«После выявленных отклонений от норм управляющая компания должна пересчитать плату за отопление. Если жилец получил очередную квитанцию без перерасчета, ему надо обратиться в УК с заявлением. Сделать это можно в течение шести месяцев».
Куда жаловаться
Если организация не провела проверку вовремя, не исправила нарушения или не пересчитала стоимость отопления, владелец квартиры может обратиться с жалобой в Государственную жилищную инспекцию. Жалобу можно подать лично, через Госуслуги или на сайте ГИС ЖКХ. Орган жилищного надзора рассмотрит обращение в течение 10-30 календарных дней. И вынесет предписание Управляющей Компании, чтобы она устранила нарушения и сделала перерасчет оплаты.