С 01.01.2024 года поэтапно вступает в силу закон от 12.12.2023 года № 565-ФЗ, регулирующий вопросы занятости населения. В отличие от просуществовавшего свыше тридцати лет предшественника (закона от 19.04.1991 года № 1032-1) правопреемник нацелен на создание эффективной системы взаимодействия между лицами, реально ищущими работу, и государственными структурами, призванными оказывать содействие в трудоустройстве.
Нормативный акт базируется на принципиально новом подходе к подходящей работе, расширению форм занятости и созданию индивидуальных программ для каждого безработного.
Расскажем о новом законе о занятости населения с 2024 года и обозначим его основные положения и новшества.
СКАЧАТЬ НОВЫЙ ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С 2024 ГОДА
Порядок присвоения статуса безработного
Для официального признания безработным предусмотрен заявительный порядок. Наряду с оформленной анкетой, информирующей об образовании, квалификационном уровне и опыте в профессиональной сфере, гражданин составляет заявление, в котором указывает, претендует ли он на получение статуса безработного (ст. 22 закона № 565-ФЗ).
Обязательное условие присвоения статуса – профилирование кандидата с формированием индивидуального плана, содержащего сведения (п. 3, 6 ст. 26 закона № 565-ФЗ) относительно:
- подходящей работы;
- профильной группы;
- мер господдержки;
- дат явки в центр занятости.
Отказавшиеся от согласования индивидуального плана либо от двух предложенных подходящих вакансий в десятидневный период граждане получат отказ в регистрации в качестве безработных (подп. 9, 13 п. 1 ст. 24 закона № 565-ФЗ). Основание – невыполнение условия относительно активного поиска работы и готовности незамедлительно приступить к ней.
Правила определения подходящей работы
Помимо профессии, образования, квалификации и размера вознаграждения за труд критериями для определения подходящего места трудоустройства будут выступать (п. 2 ст. 27 закона № 565-ФЗ):
- форма занятости, включая полную и частичную, постоянную и временную;
- местонахождение рабочего места, предполагающего стационарный или дистанционный режим;
- жизненные обстоятельства с учетом ограничений жизнедеятельности, в том числе вследствие присвоенной группы инвалидности.
Кроме возможности постоянного трудоустройства с 01.01.2025 года граждане получили право на временную подработку без снятия с учета в службе занятости. При заключении договора гражданско-правового характера на период, не превышающий пяти рабочих дней в месяц, приостанавливается начисление пособия по безработице с последующим возобновлением и сохранением статуса безработного (п. 4 ст. 49 закона № 565-ФЗ).
Размер пособий по безработице с учетом ежегодной индексации
Сумма выплат, причитающихся безработному, зависит от общего трудового стажа, количества проработанного времени за год, предшествовавший увольнению и причины расторжения отношений с последним работодателем.
На максимальное пособие вправе претендовать лица, проработавшие на протяжении года до увольнения не менее 26-ти недель. Предельные размеры пособия составят (ст. 44 закона № 565-ФЗ):
Максимальное:
- 12792 руб. – до индексации;
- 13751 руб. – после индексации.
Минимальное:
- 1500 руб. – до проведения индексации;
- 1613 руб. – после корректировки на индекс инфляции.
С 1 февраля ежегодно предельные выплаты будут корректироваться на индекс прироста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент будет устанавливаться Правительством РФ на основании статистических данных.
На максимальное пособие смогут претендовать ИП и самозанятые, подтвердившие трудовой стаж 26 недель за год, предшествовавший регистрации в качестве безработного.
Усиление контроля работодателей
Предприятия и предпринимателей с 2024 года обязали отчитываться обо всех кадровых перестановках и организационных мероприятиях, способных отразиться на трудоустройстве персонала.
Взаимодействие субъектов хозяйствования и центра занятости должно осуществляться через созданную единую платформу «Работа в России».
Для работодателей ввели обязательства, касающиеся:
- Сроков предоставления отчетности по вакансиям. Информация о каждой вновь открытой вакансии должна быть представлена не позднее пяти банковских дней с момента открытия. Ранее законодательством не было установлено единой даты, а письмо Минтруда от 30.05.2022 года № 16-1/ООГ-2182 носило рекомендательный характер.
- Закрепления сроков информирования о банкротстве и переходе на дистанционный режим. Сведения о готовящейся процедуре несостоятельности и переводе персонала на удаленный режим работы должны предоставляться в трехдневный период с момента принятия решения руководством.
- Увеличения квот на трудоустройство инвалидов. С 01.09.2024 года для предприятий со среднесписочной численностью персонала от 35 человек квота установлена в размере 2-4 %. Дифференциация предусмотрена для субъектов РФ в зависимости от видов экономической деятельности, муниципального образования и численного состава. Показатель численности будет рассчитываться по данным предыдущего квартала, а из штатного состава будут исключаться лица, занятые в обособленных подразделениях за пределами региона (п. 1-3 ст. 38 закона № 565-ФЗ).
- Обеспечения официального трудоустройства. Помимо подбора персонала службой занятости предусмотрен комплекс мероприятий, противодействующих нелегальному труду. Создаваемые межведомственные комиссии будут получать с марта 2024 года от ФНС сведения в отношении установленной незаконной занятости, включая подмену трудовых договоров гражданско-правовыми соглашениями.
Взаимодействие через сервис «Работа в России» – по сущности делегирование контрольных функций единой цифровой платформе. Это позволит контролировать действия работодателей, соискателей работы и специалистов службы занятости. Появится реестр работодателей, которые были замечены в создании нелегальных рабочих мест.
Меры поддержки социально незащищенным категориям
Кроме безработных на поддержку от государства смогут рассчитывать трудоустроенные лица, находящиеся в поиске подходящей работы и пребывающие под риском увольнения.
Правительство делегировало полномочия регионам на разработку мероприятий по дополнительной поддержке социально незащищенных категорий граждан (п. 4, 5 ст. 28 закона № 565-ФЗ), включая:
- создание условий для совмещения родительских и трудовых функций для многодетных родителей;
- организацию обучения и профессиональной переподготовки для молодежи;
- содействие трудоустройству лиц, завершивших воинскую службу;
- поощрение хозяйствующих субъектов, сохраняющих и создающих новые рабочие места для испытывающих сложности в трудоустройстве лиц.
Граждане могут претендовать на психологическую поддержку, содействие во временном трудоустройстве и помощь в составлении анкеты от представителей службы занятости.
Обзор главных изменений и новшеств согласно новому закону
Закон предусматривает принципиально новое регулирование правоотношений, учитывающее запросы рынка труда и действующие меры господдержки. Основные изменения представлены в таблице:
Нововведение | Сущность |
Введение новых понятий в отношении граждан | Выделение категорий «граждан, ищущих работу» и «безработных», а также «трудоустроенных» и «находящихся под риском увольнения» демонстрирует разный подход к лицам, которым удобно числиться безработными и прилагающим максимум усилий, чтобы не потерять работу |
Обновление требований для получения статуса безработного | Анкетирование, профилирование и составление индивидуального плана – новые обязательные условия для признания безработным |
Критерии для определения подходящей работы | Кроме образования и опыта учитываются предпочтения и жизненная ситуация соискателя, включая форму занятости, нахождение рабочего места и ограничения, например, обусловленные инвалидностью |
Введение условия об индексации пособия | Помимо определения максимальной и минимальной величины пособия становится обязательным ежегодное проведение индексации с учетом индекса инфляции за предыдущий год |
Конкретизация специальных мер господдержки наименее социально защищенным категориям | Приоритет в трудоустройстве предоставляется инвалидам, молодежи и лицам, завершившим воинскую службу путем поощрения или введения штрафных санкций (в частности, за невыполнение квоты по инвалидам) работодателям |
Повышение контроля в отношении работодателей | Представление отчетности в службу занятости только через платформу «Работа в России», установление сроков подачи ряда отчетов и создание реестра работодателей, замеченных в нелегальном трудоустройстве, станет стимулом для эффективного взаимодействия как с персоналом, так и с представителями контролирующих структур |