Студеным утром 12 февраля 1908 года четверть миллиона человек высыпали на улицы Нью-Йорка, чтоб ы своими глазами увидеть старт грандиозного автопробега. Конечным пунктом гонки, начавше& #1081;ся на Таймс-сквер, бы л назначен Париж!

Шести экипажам — американском&# 1091;, немецкому, ит&# 1072;льянскому и трем французским — предстояло пересечь североамерик&# 1072;нский континент, чер& #1077;з Берингов пролив въехать в Россию (предполагало& #1089;ь, что вода нам&# 1077;ртвозакована льдами) и далее через Сибирь и Восточную Европу добраться до французской столицы.

The greatest motor race in history: 20,000 kilometers in motorized carts

На эту авантюру решились отъявленные сорвиголовы, о чьих проделках не раз писали газеты. Среди них были люди самых разных сословий — от простого механика из Буффало до представител&# 1103; знатного немецкого рода. Глава нью-йоркского автоклуба объявил, что экипаж, которы& #1081; первым прибудет в Париж, получит тысячу долларов. Но не деньги влекли храбрецов в опасный путь, а жажда бессмертной славы.

The greatest car race in history: 20 thousand kilometers in motor carts

 

The Greatest Auto Race in history: 20 thousand kilometers on carts with a motor

Генерал-майор Джордж Макклеллан должен был дать старт гонке выстрелом из пистолета ровно в 11 часов. Он, однако, заде рживался, и тогда кто-то, не дожидаясь начальства, па& #1083;ьнул в воздух. Автомобили сорвались с места. Вернее, не сорвались, а просто поехали. У самого мощного из них — американског&# 1086; «Томаса Флайера» — под капотом были 72 лошадиные силы и тяжеленный 9-литровый двигатель. У остальных не было и 40 “лошадей».

The Greatest Motor Race Ever: 20,000 Kilometers in Motorcarts

 

The greatest car race ever: 20,000 kilometers in motorized carts

Стоило кортежу покинуть Нью-Йорк, как дорога в привычном понимании этого слова закончилась. Нагруженные запчастями, то& #1087;ливом и провизией машины продирались через сугробы в час по чайной ложке, то и дело останавливая&# 1089;ь для ремонта. Французский "Сизер-Нордэн» сошел с дистанции, не проехав и 200 километров. Заменить сломавшуюся заднюю ось в походных условиях не представляло&# 1089;ь возможным.

The greatest motor race in history: 20 thousand kilometers in carts with motor

 

The Greatest Auto Race in history: 20 thousand kilometers on carts with a motor

До Олбани к исходу второго дня гонки добрались лишь три автомобиля. Организаторы были вынуждены умерить свой пыл. О какой Аляске и Чукотке может идти речь, если экипажи не в состоянии за 48 часов выехать за пределы штата? От идеи «Из Нью-Йорка — в Париж без помощи парохода» решено было отказаться.

После долгих препирательс&# 1090;в сошлись на том, что автомобили продолжат свой путь к Тихому океану, а 5 марта погрузятся на поезд в ближайшем городе, доедут по железной дороге до Сиэтла, и оттуда — пароходом до Владивостока. Эту весть участники автопробега, н& #1072;до полагать, восп& #1088;иняли с воодушевлени&# 1077;м.

The Greatest Auto Race in history: 20 thousand kilometers on carts with a motor

Лидерство сразу же захватили американцы. Как выяснилось, их «Томас Флайер» был не только самым мощным, но и самым надежным. Пока конкуренты теряли время, ремонти& #1088;уя одну деталь за другой, Джордж Шустер и Монтегю Роберте продвигались вперед. На территории США они так и не столкнулись ни с одной серьезной поломкой.

The greatest motor race in history: 20,000 kilometers in motorized carts

К тому же местные жители всегда были готовы прийти соотечествен&# 1085;икам на помощь, когда «Томас Флайер» с развевающимс&# 1103; звездно-полос& #1072;тым флагом в очередной раз зарывался в снег. Иностранцам по большей части приходилось справляться с распутицей своими силами.

The greatest motor race in history: 20,000 kilometers in motorized carts

Труднее всего приходилось немцам на 34-сильном «Протосе». При въезде в штат Иллинойс у них сломалась последняя запаска. Каретник изготовил новое колесо за день, но эта задержка оказалась роковой. Повалил такой снег, что экипажу не оставалось ничего другого, кроме как ехать по железной дороге. Продвигаться по ней можно было только ночью, пока не ходили поезда.

The Greatest Motor Race Ever: 20,000 Kilometers in Motorcarts

 

The greatest motor race ever: 20,000 kilometers in motorized carts

Ночная гонка по шпалам — серьезное испытание даже для современного авто. А уж для машин начала XX века, которые лондонская Daily Mail довольно точно охарактеризо&# 1074;ала как «самую хрупкую и капризную вещь на земле», — натуральная пытка. Короче говоря, через пару дней на «Протосе» сломался поворотный кулак. Идейный лидер экипажа поручик Ханс Кеппен поездом съездил в Чикаго за новым, а когда вернулся, меха& #1085;ик Ханс Кнаппе бился в истерике: «Дал&#1100 ;ше я не поеду! Ты хочешь угробить нас в этих проклятых снегах ради собственной славы!» Пришлось заменить слабака.

The Greatest Auto Race in history: 20 thousand kilometers on carts with a motor

Вскоре случился новый малоприятный сюрприз. Дирекция гонки решила, что участники должны все же самостоятель&# 1085;о добраться до западного побережья. 5 марта больше не сулило временного избавления от невзгод. При этом на борту «Протоса» практически не осталось запчастей, пос& #1082;ольку большую их часть путешественн&# 1080;ки отправили в Сиэтл, когда стало известно об изменении маршрута. Казалось бы, не было ничего зазорного в том, чтобы на этом сдаться. Тем более американцы к тому моменту оторвались уже на 1300 километров. Но не таков был поручик Кеппен. "Протос" остался в гонке.

The greatest motor race in history: 20,000 kilometers in motorized carts

В Скалистых горах Кеппен заболел лихорадкой. В полуобморочн&# 1086;м состоянии он лежал на заднем сиденье, когда на железнодорож&# 1085;ом переезде автомобиль зацепился за рельс. По канонам жанра в этом момент вдали показался приближающий&# 1089;я поезд. Как потом рассказывал поручик, им удалось столкнуть машину с насыпи буквально в последний момент.

The greatest motor race in history: 20,000 kilometers in motorized carts

Еще неделя пути, и на «Протосе» оборвались два шатуна. Запасных с собой не было. Тогда Кеппен добился разрешения доставить агонизирующу&# 1102; машину к Тихому океану на поезде.

К тому времени «Томас Флайер» добрался до Сан-Франциско. 4 тысячи километров американцы преодолели за 41 день. Погоню за ними вели уже лишь два экипажа. Помимо «Протоса», к славе и тысяче долларов стремился итальянский «Зюст».

The Greatest Auto Race in history: 20 thousand kilometers on carts with a motor

Организаторы между тем продолжали выкидывать коленца. Они амнистировал&# 1080; Аляску и Берингов пролив, вернув& #1096;ись к изначальному маршруту. Собственно, ра& #1076;и пересечения пролива на автомобилях гонку и решили провести зимой. Американцы взяли под козырек, и их пароходом переправили в Сиэтл, а затем в город Валдиз, что неподалеку от Анкориджа. Шустер и Роберте углубились в тундру, но вскоре телеграфиров&# 1072;ли: Аляска непроходима. Тем же пароходом экипаж вернули в Сиэтл.

The Greatest Motor Race Ever: 20,000 Kilometers in Motorcarts

 

The greatest motor race in history: 20,000 kilometers in motorized carts

Пока суд да дело, американ& #1094;ев нагнали конкуренты. Вышло совсем уж несправедлив&# 1086;, и дирекция выделила пострадавшим бонус в виде 15 дней, на которые они могут отстать от лидера гонки и все равно победить в ней. Кроме того, немцам присудили 15 дней штрафа за то, что добраться до Сан-Франциско без посторонней помощи они не смогли.

22 мая все три экипажа доставили на корабле во Владивосток, о& #1090;куда они вновь пустились навстречу приключениям. В команде Кеппена произошла замена. Из Германии прибыл механик фирмы "Бенц" Каспар Нойбергер, чел& #1086;век, который, г& #1086;варивали, мог перебрать двигатель с закрытыми глазами. "Протос" взял с места в карьер, рассчи& #1090;ывая наверстать 30-дневное отставание от главного конкурента. "Зюст" пропал из зеркал заднего вида еще в Маньчжурии, «Т&#1086 ;мас Флайер» долгое время держался невдалеке.

The Greatest Motor Race Ever: 20,000 Kilometers in Motorcarts

 

The greatest car race ever: 20,000 kilometers in motorized carts

Азиатская часть пути давалась куда как проще. Оно и понятно, летом ехать намного приятнее. Однако легкой прогулкой вояж назвать было никак нельзя. «Каких только бед мы не натерпелись в дороге, — вспоминал Антонио Скарфольо, чле& #1085; итальянского экипажа. — Китайские разбойники, ма& #1085;ьчжурские тигры, болезни, голод. В лесах одолевали москиты размером с саранчу, а в приволжских степях нас накрыло проливными дождями, и дороги превратились в кашу».

The greatest motor race in history: 20,000 kilometers in motorized carts

"Протос" летел вперед на всех парусах, в то время как от американцев удача отвернулась. До самого Омска они никак не могли решить проблему с трансмиссией, & #1072; у Байкала опоздали на паром, что отняло довольно много времени. Кеппель и компания оторвались и, подобно экипажу «Антилопы Гну» из бессмертного романа Ильфа и Петрова, собир& #1072;ли в пути все сливки. В Чите немцы получили солидную денежную премию от администраци&# 1080; Транссибирск&# 1086;й магистрали, Ек& #1072;теринбург покинули обсыпанными цветами, заеха& #1083;и и в Петербург, где были удостоены аудиенции императора Николая II.

The greatest motor race in history: 20,000 kilometers in motorized carts

24 июля "Протос" триумфально въехал в Берлин, а через два дня в шесть часов пополудни подкатил к редакции газеты Le Matin на Больших Бульварах в Париже. Парижане приняли немцев не так радушно, но путешественн&# 1080;ков это не особенно волновало. Они молились, чтоб& #1099; американцы увязли где-нибудь и приехали не раньше, чем через месяц.

The Greatest Auto Race in history: 20 thousand kilometers on carts with a motor

Однако «Томас Флайер», гудя напропалую, по& #1076;ъехал к точке сбора уже через четыре дня. Джордж Шустер, единст& #1074;енный член звездно-полос& #1072;того экипажа, котор& #1099;й проделал весь путь от Нью-Йорка до Парижа, навсег& #1076;а вписал свое имя в историю автоспорта. На автомобиле, ко& #1090;орый в сравнении с нынешними транспортным&# 1080; средствами был не более чем телегой с мотором, он преодолел 21 470 километров за 169 дней.

The Greatest Motor Race Ever: 20,000 Kilometers in Motorcarts

 

The greatest car race ever: 20,000 kilometers in motorized carts

С тех пор немало храбрых мужчин и женщин седлали железного коня, отправля& #1103;сь в рискованные путешествия. Но превзойти Шустера невозможно. Все, на что можно рассчитывать, &mdash ; это встать с ним в один ряд.

The greatest motorcar race ever: 20,000 kilometers in motorized carts

С& #1084;отрите также:
Как одевались первые автомобилист&# 1099;

Источник

Leave a Reply

Your email address will not be published.